Клуб Renault VelSatis

База знаний и фотоотчёты => Электрооборудование, система кондиционирования, салон и кузов. => Тема начата: paulion от 20.Май.2013, 12:04:22

Название: Восстановление работоспособности салонного электровентилятора.
Отправлено: paulion от 20.Май.2013, 12:04:22
Случилось так однажды, что в один прекрасный жаркий день я не почувствовал на своем лице легкого, освежающего, прохладного ветра и не услышал едва различимого шума, некогда исходящего из под ног пассажира переднего сиденья. И произошло это в аккурат после сильного ливня намедни. "Умер моторчик, залило его."-подумал я.
Подлючение напрямую 12-ти вольт результата не дало. Поэтому выхода было два: либо как-то ремонтировать либо покупать б/у. Выходной день за городом позволил мне выделить пару часов на разборку движка. Если не починю то хоть узнаю что у него там внутри.
И так. Снять его достаточно просто. Ранее на форуме об этом писалось.  Повторюсь: Снизу под "бардачком" в ногах переднего пассажира снимается обивка - одна клипса + "липучки". Откручиваем один саморез, отсоединяем разъем, поворачиваем за корпус против часовой стрелки и вынимаем весь агрегат.
Чтобы добраться до самого двигателя необходимо снять крышку снизу и лопасти сверху. Крышка снимается достаточно просто: тонкой плоской отверткой или скальпелем отщелкиваютя металлические скобы, прижимающие крышку и тем же инструментом поочередно, просовывая в зазор между выступами тот же скальпель и чуть наклоняя, поочередно достаем каждую защелку (рис.1)

(https://lh6.googleusercontent.com/-05OTXebZ7RA/UZnfWgXAejI/AAAAAAAAF0I/7eT37J3oO-s/w1053-h790-no/2013-05-19+18.12.07.jpg)
Риснок -1. Снимаем крышку

Теперь самое интересное - как снять лопасти. Очевидно что пластмассовый цилиндр с лопастями насажен на мет. ось двигателя и заклинен. Надо его только как-то снять с этой оси. Как поступил я. Между корпусом и лопастями если посмотреть сбоку есть зазор. в этот зазор надо просунуть что-то широкое, прочное и подходящее по толщине этого зазора. У меня нашлись металлические пластины. За городом у меня есть раздвижной обеденный стол. Раздвинув столешницы и просунув туда мотор всё это стало опираться на пластины, которые в свою очередь опираются на обе половинки столешницы. Лопасти сверху. Подобрав подходящий по диаметру оси болт, длинной гдето 5 см. я стал колотить по оси сверху пока мотор с корпусом не вывалился снизу под стол, а лопасти остались на столе.

(https://lh6.googleusercontent.com/-jRfHea8C3W4/UZnfNsMQq_I/AAAAAAAAFzw/E40EDEzpJrE/w1053-h790-no/2013-05-19+18.10.45.jpg)
Рисунок 2. В разборе.

А дальше все просто. Надо смазать все шавелится, в том числе щетки (рис. 4) пошевелив их по оси их перемещения,  почистить контакты коллектора (5) (рис.3)

(https://lh3.googleusercontent.com/-oid9oqLZXPM/UZnjqUPiQ8I/AAAAAAAAF0o/RAoebA14URc/w500-h419-no/em_002.gif)
Рисунок 3. Универсальный электродвигатель.
   1. Обмотка возбуждения   4. Коллектор
    2. Якорь   5. Контакт коллектора
    3. Щетка   6. Якорная обмотка


(https://lh5.googleusercontent.com/LBoKdQFW_YPd9CDsC_yNodANt5On4zjrvKqIW6grmz0=w1053-h790-no)
Рисунок 4.

(https://lh4.googleusercontent.com/bPMsp_n2oUHw9JW1ObWe7LYpUnZniYmxtWBEa-6aiy8=w1053-h790-no)
Рисунок 5.

Проделав все эти манипуляции в разобранном виде я подключил его к  разъему в машине дабы проверить, помогло или нет. И, о чудо, он зажужжал!
Но, хочу сказать что, маловероятно что он будет теперь служить еще долго верой и правдой ибо скорее всего свой ресурс если он еще и не выработал то возможно он его достигнет. Скорее всего этот ресурс зависит от стертости щеток и контактов коллектора. Что, к слову, относится и к замене на б/у. Время покажет.
З/Ы Забыл про вывод. Точно сказать что стало причиной остановки мотора не могу. Образование не позволяет, но позволяет любопытство. По этому позволю предположить. Причин на мой взгляд две: 1- отсутствие смазочного мат-ла на подшипниках и, 2- щетках, подклинивание, и как следствие отсутствие прилегания к контактам коллектора.